По материалам журнала "Охота" "Оборотни - заблуждение или, правда"

Что такое волк - творение Господа или дьявольское отродье…
Может ли волк первым напасть на человека? Старинные рукописи утверждают, что может.
Можно ли верить рассказам про оборотней? Что такое волк - творение Господа или дьявольское отродье, вырвавшееся из ада на землю? Врожденный страх, который внушает нам это животное, по всей видимости, является следствием соединения в нашем сознании подлинных злодеяний серого хищника и укоренившихся суеверий. В средние века, пожалуй, никто не сомневался в том, что дьявол способен превратить человека в волка. И чуть ли не каждый мог привести в доказательство этого случаи из жизни, очевидцем которых он якобы лично являлся. На глазах у одного двуногое существо, покрытое шерстью, изнасиловало и похитило маленькую девочку. Другой клялся, что видел, как получеловек-полуживотное безжалостно терзал клыками мальчика-малолетку. А третий, между прочим, монах, божится, будто только с помощью святой воды сумел отбиться от нападений мерзкого создания с волчьей пастью.
В начале XIII века Этьен де Бурбон писал: «… В Лионском приходе существовал обычай относить младенцев на поклонение святому Гинфору. Детей в колыбели привязывали к стволу дерева, зажигали две свечи и уходили, дожидаясь, пока свечи догорят.… Одна женщина рассказывала, что, призвав лесных духов и удаляясь, она видела, как из лесу вышел волк и направился к малютке. Если бы она не бросилась назад, волк или, как она говорила, скрывающийся под его личиной дьявол сожрал бы младенца».
Что любопытно, о подобных леденящих кровь встречах свидетельствуют не только невежественные простолюдины, готовые поверить во что угодно. Нет, страх перед оборотнями живет во всех социальных группах общества, даже в самых привилегированных. Так, 16 января 1574 года парламент города Доля приговорил некоего Жиля Гарнье к смертной казни через сожжение «за убийство четырех девочек и мальчиков, совершенных, по его собственному признанию, в обличье волка, и за последующее затем поедание их плоти». Даже в начале XVIII просвещенного века еще многие были убеждены в том, что люди, преданные анафеме или отказавшиеся справить празднество Святой Пасхи, рискуют превратиться в оборотней.
По воле Карла Великого был сформирован специальный отряд охотников на волков. Пользуясь, и часто без всякой меры, дарованным им правом устраиваться на ночлег в частных домах, они по сути дела безбожно обирали крестьян, да так, что в 1395 году Карлу VI пришлось даже издать особый указ, в котором он обязал охотников останавливаться на постой в гостиницах и платить за еду и питье. А за ослушание пригрозил королевским судом.
Свидетельств тому, что волки питаются человеческим мясом не счесть. Кроме того, животные подчас не гнушаются и мертвечиной. Вот что пишет один состоятельный парижанин, ставший очевидцем трагических событий: «В 1421 и 1422 годах волки так изголодались, что и в городах ив полях раскапывали лапами могилы; повсюду, куда ни пойдешь, можно было натолкнуться на обеденные ими трупы. Нищета и голод, вызванные проклятой войной, возрастали изо дня в день, и не было видно конца несчастиям. На протяжении 1423 года волки входили в Париж каждую ночь, и иногда их убивали по три или четыре за одну ночь; на следующее утро те, кому это удавалось, расхаживали по городу с подвешенной на жердях тушей, и горожане щедро одаривали их деньгами».

ВОЛК

Если сегодня у волка найдется немало защитников, то в прежние времена все дружно ненавидели «проклятое чудовище».
Лейтенант егерской службы при Людовике XIII Робер де Сальнов, автор книги «Королевская псовая охота», утверждает, что видел три сотни людей, погибших от волчьих клыков и когтей.
В эту эпоху постепенно налаживается массовая борьба с волками. Крестьяне защищают себя и свой скот с помощью сподручных средств: вил, пик, топоров и ловчих ям. Используют они и специально обученных собак. Профессиональные егеря натравливают на волков гончих или устраивают большие королевские облавы, все местное население обязано было явиться к указанному месту охоты, «а те, кто не явится, должен уплатить десять ливров штрафа». Особенно щедро королевская егерская служба финансировалась при правлении Людовика XIV.
Людовик XV не любил охотиться на волков. Он предпочитал кабанов и оленей. Однако волки по-прежнему представляли большую опасность для людей, тем более, что среди них все чаще стали попадаться бешеные.
Возле Сент-Мену «несколько человек погибло, многие получили ранения или заразились бешенством. Хирург, который прискакал на лошади, чтобы облегчить страдания этим несчастным, был сброшен с лошади и серьезно покалечен одной из этих кровожадных тварей». Другого бешеного волка убили возле Вердена, но уже после того, как тот успел искусать и тем самым обречь на смерть около десятка людей. Нападали звери и на стада. По словам одного из жителей района Ниверне, волки задрали у него 23 жеребят из 24. Короче говоря, короли приходили и уходили, а волки и связанные с ними проблемы оставались. И, казалось, истребить их невозможно, хотя, судя по летописям, один лишь знатный охотник из Арденн убил со своими напарниками весной 1766 года за два с половиной месяца 36 волков.
Людовик XVI также не сумел справиться с волками и единственное, чем сумел отличиться от своих предшественников, так это тем, что ввел в егерской службе должность священника. Ведь несчастные случаи, если верить многочисленным свидетельствам той эпохи, происходили по-прежнему часто.
Ночью 4 августа 1789 года все привилегии высших сословий были уничтожены, среди них и исключительное право на проведение охот. Декрет от 11 мая признал за каждым собственником право уничтожать в любое время на своей земле любой вид дичи, а также опасных животных, в том числе и волка. Пообещали даже значительные премии ха уничтожение хищников: 360 ливров за каждую убитую беременную волчицу.
Придя к власти, Наполеон вновь набирает отряд профессиональных охотников для борьбы с волками. И одновременно поощряет аналогичные действия частных лиц. Увеличение премий (12 франков за волка, 15 - за волчицу, 18 - за беременную и 3 - за волчонка) повлекли за собой новый всплеск энтузиазма. В тоге было убито большое количество серых хищников.
Но волк по-прежнему оставался великим злом. Премия за голову волка была доведена до 80 франков.
Результаты не замедлили сказаться. В 1884 году было уничтожено 1035 животных, в том числе 22 беременные волчицы. В 1892 году - 307, а в 1896 - 170 волков. Кривая весьма показательна. Поставленная перед охотниками цель: полностью истребить волков как вид оказалась успешно выполненной.
Накануне Второй мировой войны во Франции сохранилось несколько стай в определенных районах, но как утверждали ученые: «Ряды этих хищников очень быстро редели».